Франчайзинг представляет собой вид бизнеса, когда один из партнеров передает другому право на ведение бизнеса и обеспечивает необходимыми материалами за определенную плату. Франчайзинг крайне выгоден обеим сторонам сделки, так как при небольших затратах позволяет получить заметную прибыль.
Одной из особенностей франчайзинга является четкое следование бизнес-модели, которая была разработана «головным» предприятием. Чаще всего франчайзингом пользуются предприятия общественного питания, поэтому они обязаны четко следовать ассортименту продукции, который продается в их торговой точке, а также соблюдать стандарт обслуживания клиентов.
Еще одной особенностью франчайзинга является предоставление возможности изучить весь бизнес-процесс до того момента, как будет заключено соглашение. Начинающий предприниматель может выбрать как область деятельности, так и вид предприятия, которое он может открыть. Применение модели франчайзинга позволяет значительно снизить риски при формировании собственного бизнеса, а также минимизировать затраты на рекламу и маркетинг. Как правило, франчайзинговый договор заключается с компанией, которая имеет определенный вес на внутреннем или международном рынке.
При заключении договора о франчайзинге, предприниматель получает подробную «инструкцию» по ведению бизнеса, а также гарантированные поставки всех необходимых материалов для ведения бизнеса.
Отрицательными особенностями франчайзинга являются строгое следование правилам, которые описаны в договоре. В случае если предприниматель захочет применить собственную бизнес-модель, ему придется разрывать договор и лишаться всех преимуществ франчайзинга. Предприниматель, заключивший договор о франчайзинге, вынужден покупать сырье только у одного поставщика даже в том случае, если на рынке будет обилие поставщиков, предлагающих поставки по более низким ценам.
Кроме того, к особенностям франчайзинга стоит отнести централизованное проведение маркетинговых исследований, которое далеко не всегда дает объективную оценку местных рынков, и которое производится за счет предпринимателей, заключивший соответствующий договор. В ряде случаев предприниматель, заключивший договор о франчайзинге, будет лишен права заниматься определенной коммерческой деятельностью на некоторое время, в случае разрыва договора.
Особенности франчайзинга, которые прописываются в договоре, в ряде случаев могут быть очень выгодны для предпринимателя. К примеру, производитель спортивной одежды Colunbia для заключения договора франчайзинга требует от предпринимателя лишь наличие торгового помещения определенной площади, находящегося на «проходном» месте, а также первоначальную закупку товара на сумму от 80 000 долларов.